Он родился в деревне Халалу (Айгедзор) в провинции Шамшадина в 1780 году в доме выдающегося священника деревни Тер Оганнеса. Он является представителем 3-го поколения рода Саврунц, основанной в Хулали.
Он был одним из самых знаменитых людей своего времени, смелый и храбрий. Он был бесстрашным, и человеком своего слова, многие были в ужасе от него в том числе и иноверцы. Люди называли его «Змея Кики — Григор», а иногда называли «Змея священник».
Он это прозвище получил за его жеский и холодный характер. На сколько злым он мог быть, на столько и добрым. Он был злым по отношению к плохим людям, был против несправедливости, лжи, зла и плохих вещей.
Он не только управлял духовенством, но и был трудолюбивым жителем деревни, работал днем и ночью, обрабатывал землю, рубил лес чтобы получить земли, охотился, держал скот, имел дружную семью и много родственников и широкое окружение. У наших современников до сих пор сохранились традиционные воспоминания о нем, передаваемые из поколения к поколению. Например, наши претки и пожилые жители деревни говорили, что когда-то во время сильного наводнения реки Ахнджи, священник Саврунц (Змея Кики) сел на лошадь и рискуя своей жизнью, пересек реку, потому что скоты мусульманского бея, которые поднимались в гору от полевых поселений, заполнили деревенские сады и все изтоптали.
Но на полпути вниз по бушующей реке он упал с лошади, но не потеряел себя, они оба выбрались из реки по отдельности, Григор в мокром состоянии догоняет кочевников и избивая дубинкой выгоняет скот и пастухов.
Օб этом мне рассказала мама моего отца, моя бабушка, которую вся наша династия называла “Большая мама”.
Она говорила, что когда ей было 12 лет, летом, когда река обмелела, вместе с матерью проходили от Султанского сада до нынешного сада Арсенанца Гегама.
Зная характер Тер Григора, деревенский житель громко крича просит быть не слишком жеским, что один из пастухов его знакомий(ДОСТ по турецки), нехорошо избивать знакомого иноверца(доста) при друге, а другие жители сильно упрекают просящего, и говорят: “Твоя молитва не имеет значения”.
Он говорит людям Бега, что им не следует пытаться сопротивляться, это Змея Кики, он уничтожит вас всех палкой, лучше молча погонять стадо и уйти, и оплатить что-нибудь.
Мовсес Джулакян, 75-летний житель Чинари, рассказал мне об одном случае: (его бабушка была дочерью Тер Григора).
Во время свадьбы, по традиции брат будущей невесты стоит на пороге и не позволяет жениху войти, пока ему не дают хороший подарок и не кладут чашку под ногу невесты.
Когда зять пытается с силой войти в комнату будущей невесты, невеста громко выкрикивает из-под вуалья: “Эй, ребята, если “Змея” узнает, убьет вас с мечом”.
Услышав это, все застыли. Хозяин дома выполняет требования брата невесты и заводит невесту внутрь.
Читатель подумает, что в нем токого что мы упомянули.
Должно быть хорошо известно, что в то время было очень стыдно при женихе или при его родственников невесте или женщине открыто говорить, особенно в такой обстановке.
Это было постыдным и неуважительным явлением.
Это явление удивляет всех.
Та невеста, которую звали Ханум, сделала такой шаг из страха своего отца и в надежде найти выход чтобы помочь себе и брата, и те, кто знал Григора, понимали и делали то, что было обычаем, законом и обязательным для всех.
Не надо думать, что Ханум был избалованным и т. д., наоборот, будучи скромным и умным, не хотела, чтобы в этот момент честь отца священника был растоптан.
От нее рождался род Джулакян 19-ом веке.
Тер Григор был не только священником, но и светским человеком, образованным и добрым, активным и воинственным, с боготырским ростом и физически красивым, сильным телом.
Он был священником до конца своей жизни.
Он умер в возрасте 65-70 лет , согласно надгробию, в 1847 году и похоронен на кладбище церкви Св.
Рипсиме, среди его родственников и родителей. На нем находится надгробие из белого камня из Екехецадзора, с надписью:
“ТЕР ГРИГОР ТЕР ОГАННЕСЯН 1847г.”.
Надгробие высокое и имеет форму гроба. На нем написано Тер Григор Тер Ванесян.
У Тер Григора было много скота, который перед смертью разделил между детьми и мирно покинул этот светлый мир.
Жена Тер Григора была девушкой из семьи Блуманц (Хасунц), и насколько мы знаем, у нее были дочери, но есть только некоторая информация об одной, это ее старшая дочь по имени Ханум, она была замужем за Чати из Джулгаковых, от этого союза родилась значительная часть Джулгакян в Чинари и в Айгедзоре.
До сегодня многие Джулхакяни считают Саврунц своими дядями, особенно близкими родственниками были Аракел, Мартирос и Мовсес Джулгакяны, которые передали эти чувства своим потомкам.
Между прочем он любил хорошо пировать, есть и пить, был находчивым, трудолюбивым, добросердечным, патриотичным, дружелюбным и влиятельным человеком, в то же время, несмотря на его жесткий характер, добрым и добросовестным. Благодаря его доброте у него была высокая репутация, яркое свидетельство то что его помнят и по сей день на протяжении поколений, как у наших родственников, так и у жителей деревни.
Пусть будут навечно помнить его и его великую семью.
Наша семья называлась Тер Григорян до Тер Григора, но после его смерти эта фамилия продолжалась еще достоверно до 1930-х годов, после чего мы написали Григорян без использования частицы “Тер”.
Это было связано с переменами в обществе и исчезновением духовенства, а некоторые боялись высшестоящих. Однако наши старейшины и их образованная часть не должны были совершать такую ошибку: фамилия никогда не должна меняться и должна оставаться с именем, которое пришло из веков.
У Тер Григора было три сына и дочери, из которых известны имена Степана, Тер Еремии и Ханума, а другие неизвестны. Другие потомки Тер Григора были владельцами больших семей, но письменных свидетельств нет.
Ясно одно, что в древности и до конца 19 века, по традиции, фамилии были написаны на имя деда или отца, почти искажены, и большинство заканчивались буквами ц. Например, Григор Тер Оганнесян или Ованнесянц, Кукасянц и т.д.
В эпоху иностранных захватчиков они только написали имя, добавив сына этого, такие примеры написаны на могильной плите.
Тер Григор известен как мужественный человек, проявивший себя в Русско-Персидской войне, в 1804-1813 и 1826-1828 годах, для освобождения Армении и ее объединения с Россией.
Он был одним из видных командиров сотников добровольческого отряда епископа Григора Манучаряна, активным организатором, командиром и смелым борцом, сторонником за единство с Большой Россией.
Об этом написано в моем (Артаком К. Григорян, 1978) опубликованном брошюре «ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД ГРИГОРА МУНУЧАРЯНА» (также на Кавказском сборнике).
Тер Григор был не только священником, но и светским человеком, образованным и добрым, активным и воинственным, с боготырским ростом и физически красивым, сильным телом. Он был священником до конца своей жизни.
Он умер в возрасте 65-70 лет , согласно надгробию, в 1847 году и похоронен на кладбище церкви Св.
Рипсиме в селе Айгедзор, на юго-востоке кладбища, среди его родственников и родителей. На нем находится надгробие из белого камня из Екехецадзора, с надписью:
“ТЕР ГРИГОР ТЕР ОГАННЕСЯН 1847г…,,»
Надгробие высокое и имеет форму гроба.
ТЕР ГРИГОР ТЕР ВАНЕСЕАН 1847г.